История главной дороги Крыма под колесами советских грузовиков

0
259

СИМФЕРОПОЛЬ, 12 декабря Крым, Алексей Вакуленко. Как ни странно, но новейшая история автодорожного строительства в Крыму (и связанное с ней строительство дороги Симферополь — Керчь) оказалась темой куда менее изученной, нежели судьбы дорог на полуострове с древнего времени до начала ХХ века. И мы обратились за сведениями к авторитетным историкам.

Почти все они признались, что о строительстве дороги Симферополь — Феодосия — Керчь им известно крайне мало. Тогда мы решили попытать счастья в Государственном архиве Республики Крым и в беседах непосредственно с крымскими ветеранами дорожного строительства.

Выход на общесоюзное шоссе

Напомним, что строительство дороги Симферополь — Керчь стартовало в конце 1950-х и завершилось в начале 1970-х. Несмотря на второстепенную тогда роль в жизни полуострова, по своему качеству эта трасса не уступала дорогам на так называемых перспективных направлениях — вроде харьковского или херсонского.

После воссоединения Крыма с Россией направление Керчь — Севастополь, а вместе с ним и дорога от Керчи до Симферополя, став уникальным во всех смыслах, обрело чрезвычайную важность.

По словам бывшего директора ФГБУ “Информационный центр по автомобильным дорогам “ИНФОРМАВТОДОР” ФДА” Давида Мепуришвили, в 1920-х в Советском Союзе “особенно остро стояла проблема финансирования дорожного строительства”. “Стране, проводившей индустриализацию, требовалось в кратчайшие сроки создать развитую транспортную систему. Из создавшегося положения Советское руководство попыталось выйти, передав управление дорогами союзного значения НКВД. В 1936 году в составе НКВД СССР было образовано Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор), в ведении которого находились дороги союзного значения.

Еще в 1925 году в стране была введена натуральная дорожная повинность, согласно которой местные жители были обязаны безвозмездно отработать определенное число дней в году на строительстве дорог. В 1936 году было издано постановление правительства, которое признавало целесообразным создание постоянных местных бригад, работа которых засчитывалась в общий план трудового участия колхозников. Между тем основной рабочей силой на строительстве дорог оставались заключенные. В результате второй пятилетки (1933-1937 годы) страна получила более 230 тысяч километров профилированных грунтовых дорог.

В то же время по строительству дорог с твердым покрытием план оказался недовыполненным на 15%”, — рассказал он “Российской газете”. “Большая программа дорожного строительства намечалась на третью пятилетку — 1938-1942 годы, — но ее выполнению помешала Великая Отечественная война, — цитирует издание заведующего кафедрой истории России с древнейших времен до XX века Санкт-Петербургского государственного университета, профессора Андрея Дворниченко.

— В годы войны значительная часть дорожной техники была передана Красной Армии, многие дорожники ушли на фронт. Во время боевых действий оказались разрушены 91 тысяча километров автомобильных дорог, 90 тысяч мостов общей протяженностью 980 километров, поэтому после окончания войны первостепенной задачей, вставшей перед дорожными службами, стал ремонт и восстановление дорог”.

LEAVE A REPLY

Войти с помощью: