Золото скифов: в чью пользу решится музейная тяжба тысячелетия

0
228

В среду Окружной суд Амстердама должен принять окончательное решение о судьбе уникальной коллекции скифского золота, которая была вывезена на выставку из крымских музеев незадолго до воссоединения полуострова с Россией. Вот уже два года крымская и украинская стороны не могут поделить экспонаты. Дошло до того, что Киев и вовсе предложил оставить артефакты Нидерландам, лишь бы они не уехали обратно в Тавриду.

В споре задействованы три страны: Россия, Украина и Нидерланды. Изначально проблема носила скорее бюрократический, чем политический характер. Когда экспонаты отправились в Амстердам на выставку “Крым: золото и секреты Черного моря” в начале февраля 2014 года, полуостров еще входил в состав Украины.

А по контракту, который подписали все четыре крымских музея, предоставивших две тысячи артефактов для экспозиции, эти предметы считаются национальным достоянием государства. Такая формулировка и дала Киеву формальные основания претендовать на скифское золото Крыма после того, как полуостров воссоединился с Россией.

Однако в том же договоре указано, что коллекции должны быть возвращены тем музеям, которые их передавали, и в чьих культурных фондах они находились. Следовательно, никакие другие субъекты права на них претендовать не могут. Руководство музея Алларда Пирсона, организовавшее выставку, оказалось не готово самостоятельно принять решение, кому возвращать экспонаты, и не придумало ничего лучше, как “арестовать” всю коллекцию.

Сначала проблему пытались решить в досудебном порядке, но многомесячный обмен письмами на уровне музейщиков и министерств культуры ничего не дал. Крымские музеи подали коллективный иск, но разбирательство бесконечно затягивалось.

Вскоре к делу подключился Киев, и оно стало обрастать все новыми нюансами отнюдь не культурологического характера. Напряжение в отношениях между Россией и ЕС из-за событий на юго-востоке Украины и крушения над Донбассом малайзийского боинга 777, на борту которого находилось почти 200 граждан Нидерландов, по сути, сделали из юридической коллизии политический процесс.

Мнение по поводу того, куда должны вернуться крымские экспонаты, стали высказывать не специалисты, а европейские политики. Киев сначала требовал признать коллекцию собственностью Украины, что незамедлительно сделал МИД Нидерландов, строго говоря, не имеющий на это полномочий. Затем постановлением Печерского суда, также не компетентного принимать подобные решения, Киев наложил виртуальный арест на музейные ценности.

А 3 декабря Украина и вовсе потребовала Интерпол объявить экспонаты в международный розыск по запросу непонятно откуда взявшейся на Украине “прокуратуры Автономной Республики Крым”. Последнее совсем уж странно, учитывая, что все прекрасно знают, где эти два года находится коллекция.

Скифы — древний народ, населявший степи между Дунаем и Доном с 8-го века до н.э. до второй половины 3 века н.э. До того, как скифское царство было разрушено готами, его столица находилась в Крыму. Этим и объясняется богатство полуострова экспонатами той эпохи. Большая часть артефактов была обнаружена в гробницах — насыпных курганах.

Согласно религиозным верованиям скифов, золото олицетворяло вечную жизнь, поэтому саван и одежду умершего покрывали причудливыми изделиями из драгоценного металла. Эти предметы изготавливали вручную по особой методике, которую мастера передавали из поколения в поколение. Чаще всего на изделиях изображались животные — как реальные, так и фантастические.

Однако ценность этих экспонатов не в том, из чего они изготовлены, а в их редкости. Большинство могильников были разграблены либо самими скифами, либо их потомками, поэтому каждый дошедший до наших дней артефакт — на вес золота. Например, самым значимым экспонатом, застрявшей в Амстердаме коллекции керченского историко-культурного заповедника, является двустороннее скульптурное изображение “Змееногой богини”.

Этот памятник работы боспорского мастера выполнен из керченского известняка, но за свою уникальность ценится больше, чем увесистые золотые бляшки. Вполне естественно, что киевские музеи стремятся пополнить свои коллекции подобными крымскими редкостями. Не менее очевидно и желание Амстердама задержать у себя нашумевшую коллекцию как можно дольше.

LEAVE A REPLY

Войти с помощью: